Таинство венчания: подготовка и как проходит в храме

Таинство венчания: подготовка и как проходит в храме

В православии брак – это божественное установление. Священное писание рассказывает нам о том, что сразу же после сотворения первого человека Адама, Бог сотворил Еву, которую привел к Адаму и дал им благословление: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». Адам пророчески говорит следующие слова: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью». Таким образом, это пророчество исполняется во всей истории человечества.

Действительно, люди разных народов, разных культур создают семьи, и семья является основой общественной жизни человека. Но история свидетельствует, что брак, созданный Богом, как союз одного мужчины и одной женщины, претерпел множество искажений и изменений. Так, в истории были племена и народы, у которых брачный союз не считался чем-то исключительным, вечным или постоянным.

Есть народы, у которых процветали такие явления, как полиандрия, когда у одной женщины было много мужей или, что более часто встречалось и встречается до сегодняшнего дня, многоженство, когда у одного мужчины существует несколько жен. Все эти явления или искажения не достояние далекой истории, а реальность сегодняшнего дня. Многие исследователи брака, социологи, говорят, что сегодня появляется много моделей брака: гостевой брак, брак без совместного проживания и так далее.

Все эти модели, которые кардинально отличаются от брака, представленного в Библии, объединяются тем, что у них отсутствуют идеал семейной жизни и, как правило, отсутствует ответственность друг перед другом за семью, а также перед детьми.

И статистика, увы, свидетельствует о крайней непрочности подобных союзов, которые распадаются, как правило, при небольших трудностях. В связи с этим становится понятным, почему православная церковь, которая признает брак божественным установлением, имеет совершенно особое, прекрасное таинство венчания.

Подготовка к таинству

Брачная жизнь требует, прежде всего, духовного приготовления. Жених и невеста за несколько дней до таинства брака должны приступить к таинствам покаяния и святого причастия. К браку готовят иконы Спасителя и Божьей Матери. Эти иконы брались из домов и передавались от родителей к детям, как величайшие святыни. Теперь, как правило, икона приобретается самими брачующимися.

К венчанию готовят и обручальные кольца. Кольцо – это символ нерасторжимости, неразрушимости брачного союза. Кольцо жениха, по древней традиции, было золотым, а невесты – серебряным. Золотое кольцо своим блеском символизировало Солнце, которому соответствует жених в браке, а кольцо серебряное было символом луны, которому соответствует невеста.

Сейчас, как правило, кольца делаются золотыми. Есть благочестивая традиция, когда на кольце жениха, с обратной стороны, выгравировывается имя невесты и, соответственно, наоборот: на кольце невесты — имя жениха. Но все же самое главное – это духовная подготовка к таинству брака. Церковь наставляет, чтобы к браку молодые готовились постом, молитвой и таинством покаяния и святого причастия.

Как проходит венчание

Обряд обручения

Обряд обручения начинается с того, что жених и невеста приходят в храм. Священник вводит их в притвор. Сам храм напоминает жениху и невесте о том, что то, что сейчас будет происходить, будет происходить перед лицом самого Бога.

Начинается обручение с того, что священник берет венчальные свечи и благословляет жениха, а потом невесту. Затем священник благословляет Бога и произносит мирную ектенью — особую молитву, которая состоит из нескольких прошений.

Священник от лица церкви молится, просит Бога, чтобы Господь подал обручающимся любовь совершенную и мирную, чтобы сохранил их в единомыслии и твердой вере, чтобы благословил их в непорочном жительстве. А также в этой ектенье есть просьба о том, чтобы брак, к которому они готовятся, состоялся. Ектенья заканчивается возгласом, прославляющим Бога, после которого священник читает молитву об обручающихся жениху и невесте.

После этой молитвы наступает самый важный обряд обручения. Священник поднимается в алтарь, где на престоле находятся обручальные кольца, которые еще перед началом обручения были положены на святой престол. Спускается обратно из алтаря к жениху и невесте и троекратно благословляет сначала жениха, а потом невесту кольцами.

После этого он надевает кольца молодым и троекратно меняет их местами, в знак того, что обручение совершается во славу святой Троицы. После чего священником торжественно читается молитва об обрученных. На этом обряд обручения заканчивается.

Венчание

После того, как обряд обручения завершен, священник вводит жениха и невесту в центральную часть храма. Они шествует с зажженными свечами, а хор торжественно поет им песнопение.

После этого жених и невеста встают перед расстеленным белым платом, который символизирует духовную чистоту. А священник задает вопрос жениху, а потом невесте, уточняя их намерения вступить в брак.

После этого жених и невеста вступают на платок, а священник начинает само таинство венчания возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

После этого совершается молитва, мирная ектенья, в которой церковь спрашивает благословление у Бога на рождение и воспитание детей. После ектеньи священник произносит три главных молитвы. После этих молитв наступает самый важный момент таинства венчания. Это возложение венцов на головы жениха и невесты.

Венец – это символ победы, и возлагается он на главы венчающихся по двум причинам:

1. Во-первых, это знак победы их над греховными страстями, знак победы, потому что они выдержали различные искушения и соблазны, сохранили верность друг другу, то есть не осквернили свою любовь, не изменили друг другу и принесли этот дар для благословления Богу.

2. А во-вторых, эти венцы напоминают о той небесной славе, которой призван каждый христианин. Венцы жениха и невесты отличаются тем, что на венце у жениха центральной иконой является икона Спасителя, а на венце у невесты – икона Божьей Матери.

Священник сначала берет венец жениха, крестообразно благословляет им жениха, а затем невесту. После чего венцы возлагаются на голову жениха и невесты, и священник, поворачиваясь лицом к алтарю, трижды произносит завершительные слова таинства венчания: «Господи Боже Наш, славой и честью венчай их». После этого считается, что жених и невеста венчаны друг другу.

Но таинство венчания продолжается. Теперь особо торжественно читается и величественно поется прокимен, то есть неоднократно повторяемая песнь. После весь храм поет молитву «Отче наш», в том числе и ново венчанные. По окончании молитвы священник читает молитву на благословление чаши общения. Это чаша вина, которая подается брачующимся в знак того, что теперь в браке у них все должно быть общее.

После того, как молодые испили от чаши, священник соединяет их руки, возлагает на них епитрахиль, свою руку и обводит их троекратно по кругу вокруг центрального аналоя. Это хождение по кругу символизирует вечность брачного союза. Поются молитвенные песни. После того, как венцы снимаются с жениха и невесты, над ними читается молитва, обращенная к Святой Троице.

После этого завершается таинство венчания, в конце которого благословляют жениха и невесту иконами. Священник произносит многолетие, то есть особое прошение о долгой и благословенной жизни, и говорит приличное поучение, нравственное назидание ново венчанной чете. И после этого уже родные и близкие могут поздравить ново венчанных.

Видео: Венчание. Пошаговая инструкция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *